Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова. Его отец стал генерал-майором, выполнив секретное поручение Петра I (выкрал секретные бумаги генерал-губернатора Сибири о готовящемся выходе из состава Российской Империи).
Находится по адресу Воздвиженка ул. 3/5, стр.1.
Дом Пашкова — одно из самых знаменитых класcицистичеcких зданий Москвы. В настоящее время в нём расположена Российская государственная библиотека.
Спроектировал дом архитектор Василий Баженов. Фигура данного архитектора окутана тайнами: все построенные им здания разрушены, а предполагаемые работы не подтверждены документально. Строительство Большого Кремлевского дворца Екатерина Великая прервала без объяснения причин. Подобная судьба постигла и Царицыно.
По легенде, в 1784 году на стройку царицынского ансамбля приехал масон Пашков и предложил Баженову построить на Ваганьковском холме дом в стиле кремлевского дворца. Баженов согласился, а уже через год императрица запретила ему строить в Москве. Под страхом смерти опальный архитектор построил красивейший дом прямо напротив Кремля. А из-за обиды на Екатерину Баженов повернул дом спиной к царской резиденции.
К сожалению, в тот день, когда я приезжал фотографировать дом, не смог пройти к главному входу со стороны Староваганьковского переулка. Поэтому фотографию фасада взял из интернета.
После своей постройки Пашков дом является достопримечательностью Москвы и имеет особый архитектурный стиль. Он и сейчас вызывает удивление и считается одним из самых красивых зданий города.
Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма. В таком выгодном расположении находится единственное светское здание Москвы, из которого можно смотреть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади.
Сцена моего одного из самых любимых романов М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» развернулась именно в этом доме:
«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (…) Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг.»
Строили на века!